Бензин или дизельный? Выбираем мотор

Бензин или дизель? Этот вопрос задает себе большая часть покупателей автомобилей. Дать конкретный ответ на этот вопрос – не просто. Изначально требуется рассмотреть ключевые особенности обоих типов двигателей, которые дадут возможность принять нужное решение при выборе машины.

Дизельный двигатель

Несомненным плюсом дизельного мотора, применяемого на технике вроде КРАЗ, является его экономичность, связанная с пониженным потреблением топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет поднятия степени сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового мотора.

Во-вторых, значительному снижению расхода топлива помогает качественное приготовление рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с увеличением нагрузки растет также и расход топлива. Тем не менее, в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5 .. 1.7 раза меньше, чем у бензинового двигателя с аналогичным рабочим объемом.

Оба эти фактора обеспечивают высокую эффективность сжигания топлива в дизельных моторах. Первый фактор – постоянная степень сжатия, вследствие чего в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем.

Прекрасно известно, что мощность и расход топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, который влияет на количество воздуха в цилиндрах, угла опережения впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и начальным давлением впрыска.

И здесь появлется еще один отличный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных параметров системы подачи топлива по сравнению с бензиновым двигателем. Из вышесказанного становится ясно, почему требуется регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за тем, чтобы не было перегрева мотора, что сразу же отразится на работе форсунок и поршневой системы.

Хорошим положительным фактором дизельного отора является его большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным материалом, а также жестко отлитым блоком цилиндров, головкой блока цилиндров, коленвалом, поршневой группой.

Присутствуют у дизельного двигателя и свои недостатки, к которым относятся большая масса, уменьшенная литровая мощность, больший шум, вызываемый более высоким давлением сгорания и трудность запуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более затруднен.

Кроме того, износ плунжерной пары ТНВД вызывает потерю герметичности посадки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при пуске, когда обороты небольшие. При износе цилиндро-поршневой группы, при небольших оборотах, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер, что не позволяет достичь необходимого давления и температуры для зажигания топливной смеси.

Однако применяются простые устройства, позволяющие быстро заводить двигатель даже при низких отрицательных температурах воздуха. К примеру, одно из таких приспособлений – это теплообменное устройство, которое на зиму устанавливают во впускной коллектор.

Опыт эксплуатации показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе не повышают расход дизтоплива и не уменьшают мощности двигателя. Основной причиной капремонта является повышенный расход масла. Определяется расход по появлению сизого дыма от сгорания масла и потребности более часто пополнять его объем.

Бензиновый мотор

У бензиновых моторов, применяемых чаще на легковых авто вроде Москвича, более высокая частота вращения коленчатого вала, больший рабочий объем, а вибрация и шум более низкие. Рабочая смесь регулируется количеством. Это дает низкую степень сжатия на средней мощности – главном режиме работы легковых авто. Это приводит к невысокой эффективности сгорания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в итоге ведет к повышенному расходу топлива.

Двигатели в сравнении

Проведенные испытания авто с бензиновым и дизельным двигателем одинаковой мощности показали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового двигателя на 20% ниже дизельного, то в отдельных режимах эта разница достигает 40% и более. То есть, расход топлива на 100 км снижается от 25% в условиях городского движения до 50% – на автомагистралях.

В последнее время для уменьшения токсичности осуществлено множество доработок бензиновых двигателей. Значительно понизился уровень токсичности благодаря введению управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Несмотря на это ведущие эксперты считают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу горючего дизельные двигатели по-прежнему остаются наиболее перспективными.